За сколько времени можно добраться из одной агломерации в другую?
Это, кажется, и есть описание пространства страны: ⅔ людей живут в агломерациях, а кто не живет, тот, коли захочет куда-то выбраться, мимо проехать не сможет.
Схема показывает, где люди живут:
- Москва-центричный узел,
- полицентричный Юг,
- развитое Поволжье,
- новосибирский узел.
Где люди не живут:
- Как удалены от основных маршрутов степные Омск, Оренбург и Волгоград,
- как далеко на севере Север,
- насколько дальний на самом деле Дальний Восток, точнее говоря, связка Хабаровск—Владивосток.
И как эти участки страны между собой связаны.
Статистика пассажиропотока по видам транспорта
Железные дорогие лучше всего показывают связность российских агломераций.
Междугородный пассажиропоток железнодорожным транспортом в 2017 году составил 102,3 млн пассажиров, автобусным — 112 млн пассажиров (как правило, автомобильные дороги иду параллельно железным). При этом перевозки условными маршутками, Блаблакарами и личным автомобильным транспортом не учтены вовсе. (Транспорт в России, 2018. — С.37).
Авиационным транспортом — 65,4 млн пассажиров, при этом он чаще используется для перемещения на длинные дистанции.
Методология и источники
Состав и численность комбинированных метроарелов рассчитал Александр Райсих. Подробности методологии по ссылке, а общая логика примерно такая: комбинированный метроареал ← метроареал ← урбан-ареал (зона сплошной городской застройки).
Методология расчетов учитывает только объективные факторы: численность населения и расстояние между ареалами по автомобильным дорогам. В этом её плюс (последовательность) и её минус (не учитываются практики обитания граждан на различных территориях).
В идеале, состав и численность агломераций должны рассчитывать Росстат, Минтруд и лучшие географические факультеты страны совместно. Когда они подготовят методологию получше — обязательно переделаем схему.